Воспитательная система Центра дополнительного образования детей № 2 выстроена с учетом его истории и традиций. 24- летняя история уникального образовательного учреждения является стержнем, основой для развития воспитательной системы.
В процессе становления воспитательной системы Центра особое внимание было уделено изучению социально-культурной среды, так как современная жизнь диктует необходимость учета все возрастающего значения среды в формировании и развитии детей. Личностный подход теряет свое значение, если не берется в расчет социально-культурный компонент развития ребенка. Окружающая социальная среда выступает как одно из средств воспитания.
Одна из главных задач Центра состояла в том, чтобы, учитывая особенности окружающей среды, потребности социума, остаться конкурентоспособным учреждением, при этом создать воспитательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и базовых учебных заведений. В Центре была определена перспективная цель развития на ближайшие годы: содействовать формированию творческой, культурной, здоровой личности, способной строить и проживать жизнь, достойную Человека. В русле реализации данной цели была разработана воспитательная система «Через Творчество, Достоинство, Культуру – к Человеку».
Аналитические материалы, накопленные Центром в ходе реализации воспитательной системы (2001-2006 г.), позволили сделать следующий вывод: созданная нами воспитательная система представляет собой целостный механизм, интегрирующий все педагогические воздействия и создающий сферу жизнедеятельности ребёнка в Центре.
Педагоги уделяют внимание совершенствованию и обновлению воспитательной деятельности с детьми: они владеют широким арсеналом методов, форм, способов организации педагогического процесса в Центре и в своих творческих объединениях, клубах, кружках. Их профессиональная и научно-методическая деятельность постоянно совершенствуется благодаря работе информационно-методического центра ЦДОД №2, проведению теоретических семинаров, педсоветов по вопросам воспитательной работы, занятиям в школе психологической грамотности (ШПГ), заседаниям проблемных и творческих групп, участию педагогов в конкурсах педагогического мастерства и методической продукции.
Основные ценности воспитательной системы
Личность – субъект сознательной деятельности.
Гуманизм – идея, признающая человека высшей ценность, защищающая достоинство, права и свободу человека.
Субъект – индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью, преобразующий себя и действительность.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание особенных черт и качеств, отличающих его от других людей.
Достоинство – совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также осознание ценности этих свойств и уважение к себе.
Творчество – процесс создания духовных и культурных ценностей.
Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, высокий уровень освоения этих достижений.
Цель : Содействовать развитию творческой культурной личности, способной строить и проживать жизнь, достойную Человека.
Задачи:
· помочь ребенку в развитии творческих способностей и формировании потребностей в самореализации через творчество;
· поддержать в ребенке чувство собственного достоинства к себе и другим людям, через формирование положительной «Я – концепции»
· заложить основы базовой культуры и помочь сформировать ценностное отношение к нормам культурной жизни;
· содействовать становлению у воспитанников гражданской позиции;
· формировать у ребенка потребность руководствоваться в жизни общечеловеческими ценностями.
Ведущие принципы воспитательной системы:
· принцип гуманизации, утверждающий ценность, уникальность, неповторимость каждого ребенка, его права на свободное творческое самовыражение;
· принцип творческой направленности всех видов деятельности, обеспечивающий развитие творческого потенциала личности;
· принцип индивидуализации – исключающий усредненный подход к воспитаннику, обеспечивающий максимальное развитие личности, сохранение индивидуальности каждого субъекта воспитательной системы;
· принцип уважительного отношения к ребенку, педагогам, родителям, признание их прав и свобод, что обуславливает воспитание достоинства у ребенка;
· принцип валеологической направленности воспитательного процесса, как условие сохранения здоровья ребенка;
· принцип культуросообразности, предполагает воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций региона;
· принцип активного освоения среды, придание ей воспитывающей силы;
· принцип интеграции воспитательной, образовательной и социокультурной деятельности.
Воспитательная система, созданная в Центре, дает достаточно эффективные результаты: здесь воспитывается творческий, культурный, достойный высокого звания
Челове.
Воспитательная система служит целям личностного развития воспитанников, она непрерывно развивается и совершенствуется, ставя перед коллективом все новые и новые проблемы. В настоящее время в ходе исследовательской работы решаются задачи развития активности детей, отрабатываются способы работы с детьми, ориентированными на профессиональную деятельность, выявляются одарённые дети в разных областях и организуется работа по развитию их творческих способностей. Сегодня педагогический коллектив работает над программой «Созвучие сердец», направленной на объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию подрастающего поколения.